Сравнение IPO и ОКД/ЗКС

Сравнительная характеристика методик IPO и ОКД-ЗКС

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема заключается в сравнении методик разных видов дрессировки – ОКД-ЗКС (Общий Курс Дрессировки - Защитно-Караульная Служба) и IPO (International Prűfung Ordnung - Международная система испытаний).

Методики IPO, пришедшие с Запада, в первую очередь направлены на правильное установление контакта дрессировщика с собакой. В них учитываются врожденные поведенческие реакции собаки, правильность и четкость выполнения собакой команд, позитивное отношение собаки к выполняемой ею работе (ее настроение). При обучении собаки какому-либо навыку в системе IPO так же, как и в ОКД-ЗКС, применяются достаточно сильные механические воздействия, и собака, соответственно, «входит в стресс». Но как только она принимает нужное положение (действие), сразу же получает поощрение, которое является для нее сильнейшим стимулом, что позволяет буквально мгновенно «выйти из стресса». Под стимулом в IPO понимается не только оглаживание и пищевое поощрение, как это происходит в основном в ОКД-ЗКС, но и игра. Игрушка является для собаки стимулом. Следовательно, это позволяет и продолжить дрессировку с большими успехами, т.к. контакт между собакой и дрессировщиком в таком случае не нарушается, а наоборот, укрепляется. Методики ОКД-ЗКС не предусматривают быстрое снятие стресса, так как в них нет для собаки должного стимула.

Методы обучения в ОКД-ЗКС носят больше принудительный характер. Главным в этих видах дрессировки является то, лишь бы собака выполнила заданные упражнения. При этом, маловажно как она это будет делать: с какой быстротой, заинтересованностью, вниманием. Эти параметры учитываются, но не играют решающей роли для оценки работы собаки на испытаниях по ОКД-ЗКС. Качество работы собаки (четкость выполнения ею навыков) определяют вышеназванные параметры и от этого зависит эффективность использования собаки на службе. Если оценивать методику дрессировки, то становится ясно, что отсутствие заинтересованности в работе происходит от неправильной мотивации собаки. В этих методиках, хотя и используется зачастую положительное подкрепление – пищевое подкрепление, оглаживание, – но оно не является для каждой собаки достаточным, чтобы быть для нее сильным стимулом к работе, это поощрение не мотивирует собаку должным образом, так как не все собаки имеют пищевую преобладающую реакцию поведения. Наряду с этим используются достаточно сильные механические воздействия, принуждающие собаку к выполнению нужного действия. В результате такого воздействия и недостатка положительного подкрепления (по сравнению с сильным механическим воздействием) собака теряет заинтересованность в работе, внимание на дрессировщика притупляется, скорость выполнения снижается, собака не получает удовольствия от занятий дрессировкой – то есть, естественно, контакт собаки с дрессировщиком снижен. При недостаточном контакте дрессировщика с собакой выработка навыков замедляется, внимание собаки не сосредоточено на дрессировщике должным образом, снижается

Главное, чего удается добиться, применяя методику IPO – установление высокого контакта собаки с дрессировщиком – от чего и зависит в большей степени успех обучения собаки.

Методики,  используемые в системе IPO, могут быть успешно применимы для обучения собак по нормативам ОКД-ЗКС, а также в более адекватной выработке любых навыков. Я уверена, что методы, применяемые в IPO, более рациональны и эффективны, чем методы, применяемые в ОКД-ЗКС.

Сравнение методик

Наиболее распространенным подходом к дрессировке в системе ОКД-ЗКС (отечественных видов дрессировки), является использование понятийного аппарата школы высшей нервной деятельности и ее классического условного рефлекса. Так, например, В. Бочаров и А. Орлов (1957) метод дрессировки определяют как «метод воздействия на собаку с целью выработки условного рефлекса». В методике ОКД-ЗКС используются два метода. Первый метод — механический. Для получения желаемого безусловного рефлекса дрессировщик применяет действие механического раздражителя (принуждение). К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на различные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом.

В методике ОКД-ЗКС на механические раздражители вырабатывается большинство общедисциплинарных и специальных навыков. Механические воздействия постороннего человека, помощника на собаку, как правило, вызывают у нее активно-оборонительную реакцию, которая является базой для выработки большинства специальных навыков; злобности, задержания, окарауливания задержанного, обыска местности, работы по следу и других. Легкие механические воздействия дрессировщика на определенные участки тела собаки, например, поглаживание, похлопывания в области груди, шеи, плеча действуют на собаку успокаивающе и одобряюще, что используется дрессировщиком в качестве поощрительного подкрепления.

Вкусопоощрительный метод предусматривает применение для выработки условных рефлексов пищевых раздражителей. Впервые был применен известным русским артистом и дрессировщиком В. Л. Дуровым. Сущность метода состоит в том, что пищевым раздражителем (лакомством) собаку заставляют выполнять нужные действия, а затем ее поощряют за правильную ответную реакцию.

В методике IPO используются механический метод и игровой, а также большое внимание уделяется развитию инстинктов собаки.

Игровой метод дрессировки построен на природной предрасположенности собак к игре. Он является одним из главных методов IPO.

Игровой метод дрессировки по сравнению с методиками, опирающимися на принуждение, обладает рядом важных преимуществ. Любое социальное животное проходит определенные фазы развития: игра, игра со сверстниками, игра со взрослыми особями. Во время игры животное познает мир и свою роль в нем: от половой деятельности до защитных функций. В это же время у него проявляются и формируются охотничьи и социальные рефлексы, дающие возможность особям существовать вместе, образуются и расширяются иерархические связи и границы. Таким образом, игровой метод обучения наиболее легко и естественно воспринимается собакой. В процессе игры животному показывают, как и до какой степени оно может использовать своё врожденное оружие; создавая различные ситуации, обучают его правильно реагировать на них. Столкнувшись с похожей ситуацией в жизни, собака уже знает, как себя вести. Воспитанная игровым методом, при защите хозяина она не испытывает злобы по отношению к “нарушителю”. Для неё важен результат - прекращение активных действий со стороны “противника”. Кроме того, при игровой дрессировке собака воспринимает работу как игру и потому выполняет её с удовольствием. В дальнейшем игровая дрессировка может усложняться, например, можно искусственно усилить сопротивление собаки по отношению к “нарушителю”. По желанию, животное можно научить работать по команде хозяина или самостоятельно.

Игровой метод дрессировки находит всё большее применение среди российских дрессировщиков. Собака, подготовленная этим способом, более управляема и, соответственно, социально безопасна. В программу подготовки заложены элементы социальной адаптации животного в условиях города.

Инструктор-кинолог Василий Терехин (2007) говорит об использовании в дрессировке добычного инстинкта и игровой мотивации: “Игра является прекрасным способом обучения независимо от того, какой вид дрессировки вы выбрали. Игра – это внутренняя потребность организма, внутренняя мотивация. Игра – это первый способ познание мира для животного, т.е. инструмент в познании нового. Игра для собаки это -воплощение добычного инстинкта, который ей негде удовлетворить в условиях мегаполиса.

Психологи давно уже признали игру очень сильной психологической зависимостью. Технические моменты в игровой дрессировке приходят к дрессировщику сами собой. При условии если проводник, дрессировщик поменяет психологическое понятие о собаке. Собака это- не станок, это- живое существо, которое подчиняется таким же законам психологии, как и человек”.

Он же пишет: «Внутренняя  мотивация является основополагающей для любого вида дрессировки. Для выполнения поставленной задачи нам нужен стимул, мотив, ради которого пес будет работать. Но как часто это бывает, ни мотивация, ни стимул не лежат на поверхности, и встает разумный вопрос: стоит ли тратить время на поиски мотива, если можно собачку принудить работать? Зачем тратить несколько занятий на развитие мотивации и, казалось бы, ни на сотую долю не приближаться к конечному результату, если можно на первом же занятии достичь, что называется, этой „сотой доли“? Как показывает практика, многим инструкторам поиск мотива на занятиях совсем не приемлем. Они считают это бесполезной тратой времени и, якобы, средств владельца. Многие владельцы, посещающие дрессировочные площадки, купившись на сиюминутный результат, готовы в дальнейшем упорно топтаться на одном месте (на этом этапе об их средствах уже перестают заботиться) и упорно пытаются решить сиюминутные проблемы, корень которых кроется в отсутствие мотивации».

Условный рефлекс, выработанный только на базе механических раздражителей и принуждении, угнетает нервную систему собаки, ухудшает контакт между ней и хозяином, и самое главное вырабатывает очень нежелательную связь.

«Занимаясь  любым  видом  обучения,  требующим  от  собаки активного участия (как, например, прыжки, подача предмета и тому подобное), надо  помнить, что и  самая лучшая собака  не обладает  человеческим  сознанием  долга,  а потому в отличие даже от  маленьких детей  будет сотрудничать  с вами  лишь до тех пор, пока  работа ей нравится» (Конрад Лоренц «Человек находит друга», 1969, переизд. 2001). Я абсолютно соглашусь с данным утверждением. Нравиться собаке может та работа, которая приносит ей удовольствие, а значит, нужна мотивация для этой работы. В качестве мотивации нужен стимул, соответствующий преобладающей реакции поведения собаки.

В методиках ОКД-ЗКС (в отличие от IPO) не учитывается, какая у собаки преобладающая реакция поведения (ПРП) – «такой вид поведения, который в заданных условиях проявляется наиболее сильно и часто» (Гельберт М.Д., 2005). А ведь в зависимости от ПРП выбирается нужный мотивационный объект – пища (для собак с ПРП пищевой) или игра (для собак с ПРП игровой). Это подтверждают авторы Санин А., Чебыкина Л. (2005): «На скорость и качество обучения влияют стимул и вид подкрепления. Собаки с преобладающей пищевой реакцией дрессируются с помощью лакомства, а если преобладает игровое поведение, то в качестве подкрепления лучше использовать игру, например, за выполнение команды «Рядом!» дать потрепать апортировочный предмет».

Когда мы говорили о поощрении, рассматривая методику дрессировки ОКД-ЗКС, было замечено, что основным методом поощрения в этой методике является дача лакомства, то есть собаке предоставлена пищевая мотивация. Но у разных собак пищевое поведение проявляется неодинаково в связи со многими факторами: индивидуальными особенностями, условиями воспитания и содержания, степенью голода и состоянием здоровья, присутствием других животных и каких-то иных помех и т.д. (Гельберт М.Д., 2005). Это не означает, что пищевое подкрепление не нужно использовать в дрессировке. Я придерживаюсь того мнения, что, «в том случае, когда на собаку пища не действует, не стоит ее применять» (Дж.Фишер, 2005). Главной задачей дрессировщика является найти такой мотивационный объект, который будет являться для собаки стимулом к выполнению любого навыка.

На мой взгляд, отличия между методиками IPO и ОКД-ЗКС кроется в том, что эти методики изначально создавались из разного видения дрессировки собаки.

В методиках IPO при обучении собаки используется широкий спектр инстинктов собаки, находящихся под контролем человека. Эти инстинкты начинают развивать у щенка с раннего возраста и тем самым закладывают основу для его дальнейшей дрессировки. Более того, без этих инстинктов просто невозможна дрессировка собаки. Вся методика IPO строится на их базе. К примеру, с детства хорошо развитый у щенка инстинкт добычи пригодится для выработки многих навыков как послушания, так и защитной работы. Щенок учится правильно применять инстинкты в игре. А мотивационный объект (мяч, игрушка, жгут) становится для щенка стимулом. То есть, в методиках IPO с раннего возраста щенка начинают думать о его мотивации. Инструктор-дрессировщик Василий Терехин (2007)  по этому поводу говорит: «Внутренняя  мотивация является основополагающей для любого вида дрессировки. В этом случае всегда работает поговорка - цитата из мультфильма: „Лучше день потерять, затем за пять минут долететь“. Для выполнения поставленной задачи нам нужен стимул, мотив ради которого пес будет работать».

В ОКД-ЗКС никакие инстинкты вовсе не упоминаются. Выработка навыков послушания в ОКД производится по схеме классического условного рефлекса, из методов – механический и вкусопоощрительный.

Хотя некоторые авторы, описывающие методики ОКД-ЗКС в своих книгах, упоминали игру с собакой, но не применяли ее в качестве поощрения. К примеру, авторы книги «Доберман» Безуглый С.В. и Татаренко В.З. (1992г), описывая методы обучения собак по ОКД, пишут: «Учитывайте, что в игре минимальная психическая нагрузка, обостренное восприятие и эмоции, наиболее гармоничная физическая нагрузка, таким образом, создаются оптимальные условия для выработки условных рефлексов». Однако, нигде при описании методов выработки навыков авторы не применяют игру, а только лакомство и оглаживание.

Еще одним отличием этих двух разных методик является то, что в методике IPO большое внимание уделяется установлению хорошего контакта между дрессировщиком и собакой. Контакт же зависит от заинтересованности собаки, а значит, нужна мотивация. То есть, в IPO все взаимосвязано и все строится на мотивации. В том числе и контакт. Ведь от установленного контакта зависит качество работы собаки, а сюда входят: внимание, быстрота выполнения команд дрессировщика, правильность и четкость их выполнения.

В методиках ОКД-ЗКС при описании методик есть упоминание (не более того) о желаемом результате: собака должна по первой команде выполнять нужные действия, должен быть контакт с дрессировщиком, нужно стремиться к отработке четкости отработки навыков… и т.д. Но нигде не сказано, как именно добиться этого с использованием методик ОКД-ЗКС. Эти методики не рассказывают, как добиться хорошего контакта с дрессировщиком и как добиться внимания собаки, а о быстроте и четкости выполнения и слова не упоминается. Эти показатели вообще не столь важны в методике ОКД-ЗКС. Главным недостатком методики ОКД-ЗКС было, есть и остается отсутствие должной мотивации собаки. То поощрение, которое предлагается (лакомство и оглаживание), во-первых, не является для собаки мотивацией к работе, а во-вторых, не выводит собаку из стресса, в который она входит в результате механических воздействий на нее. И, как результат такой дрессировки – выполнение собакой команд вялое, без заинтересованности, внимание на дрессировщика не сконцентрировано, собака легко отвлекается на посторонние раздражители.

Что касается выработки у собаки защитных качеств, то и здесь все обстоит таким же образом.

В обучении собаки по методикам ЗКС и IPO разделу «Защита» есть большие различия. Так как эти нормативы очень отличаются друг от друга, то мы можем сравнить их только по сходным упражнениям. Таким упражнением является задержание нарушителя. Хотя исполнение этого упражнения отличается в нормативах ЗКС и IPO, но задача ставится все же одна и та же – собака нападает на фигуранта крепкой хваткой за рукав, затем по команде дрессировщика отпускает его и охраняет до прихода дрессировщика.

В методике IPO подробно и серьезно рассматривается подготовка собаки к дрессировке по защите. Это означает, что у собаки прежде развивают заложенные в ней природой инстинкты, которые и являются для собаки в дальнейшем побуждениями (стимулами) в работе, это: инстинкт добычи, оборонительный инстинкт и инстинкт борьбы. В процессе игры у щенка с раннего возраста эти инстинкты развиваются, в особенности инстинкт добычи – он является основополагающим в защитной дрессировке по методике IPO. В результате хорошо развитого инстинкта добычи, у собаки вырабатывается правильная, сильная и спокойная хватка. «Кусание из охотничьих побуждений становится комфортной зоной для собаки» (Эд Фраули, 2005). А именно от правильности кусания и качества хватки очень многое зависит в защитной дрессировке.

В методике ОКД-ЗКС выработке хватки у собаки внимание не уделено, а это значит, что упущено важное звено в обучении. По этой методике все внимание сразу направлено на выработку злобы у собаки, причем неважно, каким путем, лишь бы собака бросалась на фигуранта. И, хотя в ЗКС используется на начальном этапе тряпка, которую собаке предлагается кусать (Безуглый С.В. и Татаренко В.З. (1992г)), собака, как правило, не кусает ее должным образом. Все ее внимание сосредоточено на человеке, который ей эту тряпку дает, ведь этот человек представляет для нее угрозу. Происходит конфликт между собакой и фигурантом. Собака воспринимает фигуранта как потенциальную угрозу для нее, а значит, находится в состоянии стресса.

В описании методики ЗКС сказано: «…при попытке собаки схватить прут, другой рукой помощник подставляет ей тряпку. Для развития прочной хватки помощник тянет ее к себе, пытаясь отнять» (Орлов А.П. Клуб служебного собаководства, сборник. 1983.). Но ведь натяжение тряпки еще не означает, что собака сделает полную хватку, она может трепать тряпку и передними зубами.

Нормативы защитной части ЗКС с момента ее основания претерпели значительные изменения, а методики обучения остались прежними. Достаточно долгое время, согласно существовавшим нормативам, фигурант на ЗКС был в защитной куртке, и от собаки требовалось парировать хваткой удары, наносимые фигурантом то одной, то другой рукой, удерживая таким образом фигуранта в течение 10 секунд. Каждый пропущенный собакой удар штрафовался. Уже один этот факт говорит о том, что у собаки при выполнении этого упражнения не могло быть сильной хватки. Также в начальных нормативах ЗКС отсутствовало даже упоминание о стеке, удары собаке стеком не наносились, а замахи были только руками. Нынешние нормативы ЗКС требуют работы собаки по одному рукаву с использованием стека, которым собаке наносят несколько ударов по корпусу. Однако, методики остались прежними.

Дрессировщик Эд Фраули (2005) сказал: «При наличии социальной агрессии у собаки не может быть крепкой хватки». Такое же мнение имеют и многие другие дрессировщики. Когда у собаки социальная агрессия к человеку, который на нее нападает, то она рассматривает его как своего врага, который хочет причинить ей боль. У любой собаки эти эмоции вызовут нервозность оттого, что собака не уверена, сможет ли она победить своего врага. При неуверенности у собаки ослабляется хватка, она хватает только полпастью, чтобы в любой момент можно было перехватить или же уйти от удара.

По методике ЗКС с первых же занятий начинается выработка злобы: «Прежде всего необходимо развить у собаки злобу, смелость и недоверие к посторонним людям. (…) Помощник инструктора, выйдя из укрытия и ударяя прутом о землю, подходит к собаке. Если собака начинает проявлять злобу, она поощряется поглаживанием и восклицанием «Хорошо». Подойдя к собаке, помощник наносит ей прутом или жгутом вдоль туловища легкие удары…» (Орлов А.П., 1983г). Злобу у малозлобных и вялых собак развивают по методике ЗКС с использованием корма: «Голодной собаке, находящейся на привязи, дается в кормушке корм или большая кость. Как только собака начнет есть или глодать кость, помощник, нападая на собаку, пытается отогнать ее от пищи, а дрессировщик побуждает ее защищать корм командами «Фас!» и «Охраняй!». При проявлении собакой активно-оборонительной реакции помощник убегает» (Орлов А.П., 1983г).

«Обучение собаки нападать и хватать основано на способности собаки иметь дело со стрессом. Хорошая защитная собака обучается с юного возраста действовать правильным образом, когда на нее нападают» (Эд Фраули, 2005).  А необученная с раннего возраста правильно кусать собака, при давлении на нее сможет показать неуверенную и нервозную хватку, так как она не знает, как вести себя в состоянии стресса и кусание не является для нее выходом из него.

Такие сложившиеся методики ОКД-ЗКС получены еще со времен ДОСААФ. «Работа на тряпочные рукава с перехватом не могла служить мерилом качества хватки собаки. ЗКС ведь сдавали даже колли. С другой стороны, обученная по ЗКС собака очень в редких случаях могла на самом деле защитить своего хозяина» (Гаврилин В.А., 2001). Весь минус этой методики в том, что собака видит угрозу для себя в лице фигуранта, а значит имеет стойкую агрессивность по отношению к посторонним людям. Только очень злобная от природы собака с доминантным характером сможет жестко противостоять фигуранту, будучи обученная таким методом. Большинство же собак с правильным темпераментом (описанным в стандарте всех служебных пород) будут испытывать неуверенность в схватке с человеком, потому что рассматривают его как угрозу и не умеют работать в стрессе.

Не стоит забывать, что система дрессировки ОКД-ЗКС была создана во времена Советского Союза, в первую очередь, для служебных собак милиции и армии. Уже позже эти виды дрессировки стали обязательными для служебных собак, живущих у гражданского населения. Но армейские собаки, а также собаки, которые применялись на войне, должны обладать определенными качествами в связи с условиями их использования, а также немаловажным было за короткий срок обучить собаку необходимым навыкам, и понятно, что ни о каких играх и собачьих инстинктах и психологии думать было некогда.

Начало обучения собаки защите по методикам IPO начинается с развития инстинкта добычи у щенка. Когда собака работает из подобных побуждений, она не чувствует угрозы, ведь охота - это естественное для собаки состояние. Собаки воспринимают добычу, как игру, для них это игра типа «перетягивания каната», а ведь собаки не испытывают никакого стресса, когда «перетягивают канат». «Мы используем охотничий инстинкт собак, чтобы научить их технике борьбы и укуса. При такой дрессировке кусание из охотничьих побуждений становится комфортной зоной для собаки. Это такой этап работы, когда собака может успокоиться без реального прекращения работы. Обучая собак двигаться из побуждений добычи, мы учим их таким образом расслабляться после особенно тяжелого в плане стресса дрессировочного занятия» (Эд Фраули, 2005). Работа над развитием инстинкта добычи начинается с раннего возраста щенка, с 6-8 недель, когда он уже может хватать зубами и тянуть тряпку или другие предметы. Инстинкт добычи развивается в игре за добычу: щенок хватает и тянет, а затем выигрывает в этой борьбе. Уже с этого периода начинается выработка у щенка правильной хватки: спокойной, сильной, глубокой. И потом, когда мы переходим к следующим этапам обучения, «собака работает за хватку, которая имеет для собаки гораздо большее значение, чем любое предлагаемое нами поощрение. Собака хочет только одного – кусать» (американский дрессировщик Готфрид Дилдай, 2005). С возрастом и развитием у собаки хватки, предметы, с которыми собака «играет в добычу», подменяются постепенно на жгут, подушечку, затем на мягкий рукав, в конечном итоге применяется жесткий рукав.

Постепенно переходят к дрессировке с развитием у собаки инстинкта защиты. Инстинкт защиты у собак - это инстинкт защищать себя от ощущаемой угрозы. Эта готовность защитить себя является наследуемым качеством. Оно не может быть выработано у собаки, и не имеет значения, насколько усердно вы будете пытаться это сделать. Если собака не унаследовала этот инстинкт, никакими путями нельзя получить из нее защитную собаку. Хорошими примерами этого являются большинство лабрадоров, золотистые ретриверы, лайки и другие подобные им породы. Эти собаки просто не несут в себе гены для защитной работы. Самое большее, что можно ожидать от таких собак, это лая на незнакомцев, но если им будут угрожать, они уклонятся и убегут. Но даже если собака и унаследовала этот инстинкт, настоящий инстинкт защиты не начнет проявляться, пока собака не достигнет половой зрелости. Для некоторых собак это может произойти в возрасте одного года, но полностью рефлекс защиты не покажется, пока собака не достигнет умственной зрелости, это произойдет самое позднее в 3 года, в зависимости от заводской линии. Опытные фигуранты могут начинать развивать у собаки инстинкт защиты, когда она достигнет возраста 11-14 месяцев. Напомню, что до этого у щенка развивается инстинкт добычи – подготовка к дальнейшей дрессировке по защите.

Прежде чем начинать давление на собаку в процессе дрессировки на защиту, у собаки уже должны быть навыки кусания (а это достигается развитием инстинкта добычи). «В дополнение к умению хватать необходимо научить собаку чувствовать уверенно и комфортно во время работы. Эта уверенность прежде всего развивается во время работы на добычу» (Эд Фраули, 2005). На практике провоцирование оборонительных действий может выглядеть следующим образом: помощник подходит к собаке и угрожает ей. Собака со своей стороны проявляет агрессивные угрожающие действия (рычание, лай укусы), помощник убегает, - собака достигла своей цели.

За то время, когда собака проходит через все стадии дрессировки, ее взгляд на помощника радикально меняется. Поначалу, в работе на добычу, фигурант - это друг, с которым можно играть в “перетягивание каната” или персона, постоянно пытающаяся украсть добычу. В защитном этапе (когда начинается давление на собаку и у собаки включается оборонительный инстинкт) дрессировки помощник уже становится человеком, вносящим стресс в жизнь собаки. Теперь он становится подозрительным типом, который ей угрожает. Собаки начинают видеть в нем противника - человека, который взбесился или сошел с ума, и потому представляет реальную опасность, а не просто человека, который их нервирует. Когда это случилось, можно сказать, что у собаки развился инстинкт борьбы. «Мы определяем инстинкт борьбы как взаимодействие охоты и защиты, когда собака показывает напор охоты с энергией защиты» (Эд Фраули, 2005). Инстинкт борьбы подразумевает стремление нанести противнику увечье или уничтожить его, а также самому не получить повреждения. Таким образом, чтобы развить у собаки инстинкт борьбы, нужно сначала стимулировать у нее развитие охотничьего инстинкта (инстинкта добычи), а затем развитие оборонительного инстинкта. Т.е. она должна научиться завоевывать и защищать добычу. «Мое определение инстинкта борьбы таково: работа собаки с готовностью работы на добычу и интенсивностью защиты. Собака, работающая в режиме борьбы, смотрит на фигуранта как на противника. Ее дрессируют так, чтобы собака приобрела определенное отношение, что заставило бы ее кусать фигуранта (или преступника) в любом окружении и при любых обстоятельствах. А служебные собаки должны быть обучены так, чтобы для них не имело значения, надет ли на фигуранте защитный костюм или рукав, надет ли на самой собаке намордник или на преступнике вовсе нет защитного рукава. Такая собака смотрит на все эти обстоятельства одинаковым образом: ее цель завладеть фигурантом или преступником в любом случае» (Эд Фраули, 2005).

Собаки, обучающиеся по методике IPO с молодого возраста, показывают отличную хватку и в состоянии стресса, когда фигурант является для собаки противником, потому как уже упоминалось выше - благодаря развитому инстинкту добычи «кусание становится комфортной зоной для собаки», а «мы учим их, что они должны показывать крепкую хватку, иначе они потеряют свою добычу» (Эд Фраули, 2005).

Таким образом, методики IPO имеют множество преимуществ перед методиками отечественной школы дрессировки и они могут с успехом применяться для выработки различных навыков.

зооинженер-кинолог

Гильзидинова Е.В.

(выдержки из дипломной работы)

 

Кобели на вязку






Календарь выставок

  • Выставки СКОР 2022г.

    СОЮЗ КИНОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ подробнее >>>
  • ВЫСТАВКИ КЛУБА "ПРЕМЬЕР" НА 2023г.

    25 ФЕВРАЛЯ 2023- «КУБОК КЛУБА ПРЕМЬЕР»
    25 ФЕВРАЛЯ 2023 «ВЕСНА, ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН!»
    03 ИЮНЯ 2023 – «ЛЕТНИЙ КУБОК КЛУБА ПРЕМЬЕР»
    03 ИЮНЯ 2023 – «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»
    03 ИЮНЯ 2023 – МОНОПОРОДНАЯ «АМЕРИКАНСКИЙ ПИТБУЛЬ ТЕРЬЕР»
    02 СЕНТЯБРЯ 2023 – «ОСЕННИЙ КУБОК КЛУБА ПРЕМЬЕР»
    02 СЕНТЯБРЯ 2023 - «КРАСКИ ОСЕНИ»
    02 СЕНТЯБРЯ 2023 - МОНОПОРОДНАЯ «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО, ШПИЦ!»

Все выставки

Что нужно знать участнику выставок